Развитие технологического суверенитета
До 2022 года доля зарубежных программных продуктов составляла 59% ИТ-рынка России. С момента, как крупные иностранные поставщики покинули российский рынок либо приостановили свою работу в стране, примерно 90% крупного российского бизнеса начали работу над задачами, связанными с заменой программных продуктов. Тем не менее доля использования зарубежного ПО среди коммерческих компаний остается примерно на том же уровне, что и до 2022 года.На государственном уровне также большое внимание уделяется замене зарубежного программного обеспечения на российские разработки. Это стимулирует компании активизировать процесс перехода и увеличивает спрос на отечественные решения.
Планом до 2025 года является почти полная замена зарубежных систем на российские в государственных компаниях и объектах критической информационной инфраструктуры. Однако это процесс требует значительных усилий, времени и денежных затрат, и может быть непростым для российского бизнеса.
Как происходит импортозамещение
Развитие отечественных программных решений стало возможно, когда иностранные поставщики покинули российский рынок.Сегодня крупные компании дорабатывают под свои запросы программные продукты. Другие компании приступили к дизассемблированию кода после того, как вендоры ушли с рынка.
Множество крупных бизнесов разрабатывают собственные ПО. Такие крупные экосистемы, как «Ростелеком», «МТС», «Сбер» и другие могут как создавать свои решения, так и распространять их на рынке.
В перспективе использование российских разработок для бизнеса является выгодным решением. Тем не менее не все компании переходят от старого к новому, так как процесс достаточно трудозатратный и недешевый. Поэтому часть бизнеса по-прежнему пользуется зарубежными ПО при помощи разных способов: параллельный импорт, предварительная покупка долгосрочных лицензий на программные продукты, а также использование карт зарубежных банков для приобретения лицензий.
Что поменялось с уходом зарубежных поставщиков
Параллельный импорт программного обеспечения позволяет бизнесу использовать привычные программные продукты, но этот подход, как правило, является более затратным. Приобретение лицензий на продукты, такие как Microsoft, на длительный срок или покупка оборудования с предустановленным ПО, позволяет решить ряд проблем. Однако с ростом бизнеса и увеличением штата сотрудников становится сложнее поддерживать привычные программные продукты.Некоторые компании могут использовать дополнительный метод приобретения лицензий через карты зарубежных банков. Однако это не всегда доступная опция. Увеличение объема закупок лицензий за границей может вызвать недовольство разработчиков и дополнительные риски для компаний, выбравших этот способ.
Те, кто продолжает использовать продукты SAP, могут получать обновления от ИТ-интеграторов. Например, некоторые коллеги получают поддержку от компаний из Бразилии. Российские интеграторы также сотрудничают с бразильскими представителями и таким образом не теряют доступ к продуктам.
Однако, стоит учесть, что при возникновении проблем решение будет не таким быстрым по разным факторам: часовые пояса, коммуникация.
Стоит ли дальше использовать зарубежные ПО
Это всегда представляет риск для бизнеса, так как может привести к потере важных функций и данных в ИТ-инфраструктуре, а также к проблемам со сбоями обновлений и возможным нарушениям кибербезопасности. Однако, эти риски, в основном, основаны на предположениях, а не на опыте рынка.Одной из основных проблем для ИТ-департаментов является то, как доказать руководству компании необходимость замены продуктов и выделения дополнительных ресурсов и средств на этот процесс. В случае, если служба, отвечающая за продукт, не видит рисков в отказе от вендора, возникает вопрос о необходимости его замены.
Однако, компаниям следует иметь "план Б" и подбирать альтернативные продукты, а также быть готовыми оперативно перенести ИТ-мощности на другие решения в случае ухудшения ситуации. В ближайшие 3 года практически не останется компаний, которые продолжат использовать ведущее зарубежное программное обеспечение.