B2B-порталы решают эту проблему, предлагая удобную и эффективную платформу для оптовых продаж, которая автоматизирует большинство бизнес-процессов. Как подготовиться к запуску B2B-портала и сделать его удобным, рассказывает ведущий системный и бизнес-аналитик AWG Владимир Усов.
Задачи, которые решает B2B-портал
B2B-портал позволяет автоматизировать и упрощать бизнес-процессы, обеспечивая в онлайне обмен данными, товарами и услугами между организациями. В отличие от B2C-платформ, ориентированных на розничных клиентов, B2B-порталы направлены на взаимодействие с юридическими лицами и часто включают в себя более сложные функциональные возможности.Компании приходят к AWG с запросом на разработку B2B-портала в нескольких случаях:
1. Разгрузить отдел продаж.
B2B-порталы упрощают работу отдела продаж, экономят время клиентов и разгружают сотрудников. Иначе говоря, клиенты могут самостоятельно найти нужный товар и оформить заказ, следить за статусом, получать документацию, а у менеджеров появляется время на то, чтобы сосредоточиться на более важных задачах.
2. Автоматизировать рутинные процессы.
Автоматизировать можно многие процессы, включая оформление заказов, обработку заявок и выставление счетов. Это ускоряет и повышает точность выполнения задач, снижая риск ошибок и повышая общую эффективность компании.
3. Улучшить сервис для клиента.
B2B-порталы дают клиентам возможность работать с вашими продуктами и услугами в любое время без общения с менеджером. Это полезно для тех, кто предпочитает изучать ассортимент и условия сделки самостоятельно. Портал предоставляет актуальную информацию о товарах, ценах и наличии, улучшая качество обслуживания и помогая клиентам принимать обоснованные решения.
Как подготовиться к запуску и сделать B2B-портал удобным для клиентов
1. Целеполагание. Перед началом разработки важно четко понять, зачем вам нужен B2B-портал и какие задачи он должен решать.Определите, что именно вы хотите улучшить: автоматизировать процесс продаж, упростить взаимодействие с партнерами или улучшить управление закупками. Четкое понимание целей поможет правильно настроить функциональность портала и избежать ненужных затрат.
Важным этапом разработки продукта можно назвать проектирование. На проектах наших клиентов мы уделяем процессу проектирования особое внимание, так как ошибки, допущенные на этом этапе, обходятся дороже всего.
2. Разработка. Это комплексный процесс, требующий участия специалистов различных профилей: аналитиков, разработчиков, дизайнеров, тестировщиков и DevOps инженеров. Проект должен быть гибким, безопасным и масштабируемым, чтобы соответствовать растущим требованиям бизнеса и клиентов. Подрядчик должен иметь соответствующий опыт работы на других проектах.
3. Персонализация. B2B-порталы должны предоставлять индивидуальные предложения для разных клиентов или сегментов. Одному клиенту могут быть доступны одни товары и цены, а другому — другие. Чтобы это реализовать, нужно предусмотреть возможность создания закрытых каталогов и индивидуальных условий для каждого клиента.
4. Зрелость компании. Для успешной работы B2B-портала не менее важна готовность бэк-офиса к запуску. Все данные должны быть автоматизированы и систематизированы. Информация о товарах, ценах, условиях поставок и других аспектах должна храниться в единой ERP-системе и быть доступна для быстрого обновления и обработки. Если ваша внутренняя система не поддерживает автоматизацию или у вас нет структурированных данных, портал не сможет функционировать эффективно.
На этапе проектирования необходимо обеспечить интеграцию с существующими системами управления и базами данных, заложить основы, которые позволят легко добавлять новые функции и улучшения в будущем. Поэтому на проектах наших клиентов мы делаем архитектуру гибкой, чтобы можно было адаптировать её под изменяющиеся потребности бизнеса, поскольку ошибки на этом этапе могут привести к серьёзным проблемам и высоким затратам на изменения.
5. Интеграция с дополнительными сервисами. Например, для доставки данных на веб-витрину. Важно предусмотреть возможность интеграции с дополнительными сервисами на этапе проектирования, чтобы в будущем на портале можно было легко добавлять новые возможности без необходимости кардинальных изменений.
6. Вопрос мотивации. Если автоматизация освобождает рабочее время сотрудников, необходимо найти способы эффективно использовать это время, а не наказывать за его «избыток». Убедитесь, что сотрудники понимают выгоды от использования нового портала и готовы к изменениям.
Сроки разработки B2B-портала зависят от индивидуальных особенностей бизнес-процессов компании. Они могут варьироваться от нескольких месяцев до года, в зависимости от зрелости компании и сложности автоматизации бизнес-правил. Например, для крупного российского ритейлера мы разработали B2B-портал за 8 месяцев со всем необходимым функционалом, после чего продолжили наращивать функциональность, действуя в соответствии с запросами клиента.
Подводя итоги
B2B портал — это мощный и удобный инструмент, который существенно упрощает взаимодействие между компаниями и способствует эффективному решению ряда ключевых задач.Важный аспект — готовность компании к переходу на онлайн взаимодействие с B2B клиентами. Нужно уделить внимание оценке текущих технических возможностей, уровню цифровой зрелости организации, а также наличию ресурсов для поддержки и развития нового цифрового канала.
Разработать с нуля B2B-портал, развивать его и поддерживать поможет команда AWG. Мы обеспечиваем комплексный подход к планированию и запуску B2B портала, что позволяет компании успешно внедрить этот инструмент и получить от него максимальную выгоду.